Previous Entry Share Next Entry
Кадровый блицкриг
выступаю, вещаю
stantak

Первоначально размещено на www.taktaev.com. Вы можете оставить комментарии здесь или на там.

Как можно быстро реформировать отраслевое высшее профессиональное образование  за 1-3 года, не тратя миллиардов долларов?

Мысленно участвуя в проводимой реформе образования, уже почти без удивления наблюдаю, как быстро люди меняют прогрессорские идеи на имитацию бурной деятельности и как вместо системного и консенсусного поиска путей развития на флаг поднимаются “громкие”, но не самые эффективные проекты.
Конечно, и Петр Великий отправлял отроков учиться в Европу, но он не забывал и об “импорте” образовательных компетенций, приглашая европейских ученых к развитию образования в России.
Задумаемся об этом, на минуточку.
А ведь грант на найм в ВУЗ качественного проректора-экспата обойдется государству ровно как оплата  обучения 2-3 студентов в качественном зарубежном университете.  Но результаты будут отличаться, думаю, в разы:  успех  реформ энергичных “импортных” проректоров с командой хотя бы в 25-30% из 1115 российских ВУЗов, уже через 5 лет даст совсем другую картинку российского образования, нежели обучение 5000 студентов за рубежом. Тем  более, что на эти должности можно звать своих же “варягов” - ученых, уехавших за рубеж и “упершихся” в карьерный потолок “там”, ведь, объективно, кафедр в “Лиге плюща” или “Оксбридже” вкупе с “Краснокирпичными” на всех не хватает. Эти люди - идеальные кандидаты в реформаторы и могут нанести много непоправимой пользы, так как  понимают специфику “здесь” и видели, как работают “там”. Заодно и вернем потенциал российской науки на Родину.
Подумав еще пару недель, можно найти и решение быстрой модернизации образовательных программ.
Итак,  в идеале нужно, чтобы программы в наших ВУЗах модернизировались сами собой.
Но:

  • кадровый голод усиливается: старая профессура уже не может учить по-новому, а
  • у молодых  есть отставание образования от мирового уровня,
  • существующие институты развития не предлагают поэтапной трансформации образования,
  • исходим из разумных затрат с быстрой отдачей.

Решение:  скооперироваться силами нескольких ВУЗов  в каждой отрасли и поддержать молодых, инициативных преподавателей, в сотрудничестве с представителями отрасли (крупным бизнесом и госкорпорациями). Разработать совместно для нескольких ВУЗов новые учебные программы, исходя из потребностей в отрасли в будущем +5 лет. При участии бизнеса  обеспечить преподавателям достойные условия через долгосрочные трудовые контракты и покупку оборудования.
Отсюда вырисовывается План действий:

  1. В отраслях сделать отраслевой кадровый форсайт с профессионалами отрасли, представителями бизнаеса и госкорпораций, профильных министерств и Минобрнауки выявить требуемые компетенции для сотрудников в будущем +3-5 лет;
  2. Провести грантовый конкурс и набрать по 5-6 молодых, энергичных преподавателей профильных кафедр,  до 40 лет из 20-25 профильных отраслевых ВУЗов, в том числе аспирантов и даже студентов выпускных курсов,
  3. Предложить госкорпорациям заключить с ними контракт на 5 лет по преподаванию этих дисциплин с хорошей компенсацией, на уровне западных ВУЗов;
  4. Поставить преподавателям условие заключения контракта -  создание совместной  образовательной программы по нужным специальностям; из п.1.
  5. Собирать преподавателей  раз в квартал на очные сессии проектирования этих программ, на которые привозить реальных экспертов   из отрасли. Примерный план сессии:
    1. Установочные лекции от отраслевых экспертов,
    2. Форсайт профессии, определение трендов, технологий, этапов жизненного цикла,
    3. Определение требуемых навыков для специалиста в профессии,
    4. определение требуемых знаний для получения этих навыков,
    5. построение “дорожной карты” получения знаний специалистом,
    6. декомпозиция “дорожной карты” до уровня предметов,
    7. декомпозиция дорожной карты до поурочных планов лекций и лабораторных работ,
    8. сборка и оформление учебной программы.
  6. По результатам каждой сессии каждый, из участников программы должен представить прогресс по разработке своей программы. Обучение проводить в проектно-деятельностном режиме. Поощрять коллективное создание программ командами из одного ВУЗа, обмен идеями между командами. Требовать взаимную увязку программ между преподавателями внутри одного ВУЗа, соответствие программы требованиям отрасли и мировым практикам;
  7. Защиту программы осуществлять перед специалистами из п.1 и п.4.
  8. Внутри ВУЗов обеспечить этим преподавателями “зеленый свет”: выделить лаборатории, включать их программы приоритетно в курс, обеспечить внедрение  разработанной программы на кафедре.  В контрактах прописать финансирование госкорпорациями покупки лабораторий, стендов и т.д.;
  9. Осуществлять ежегодный мониторинг развития программы  прикрепленными специалистами госкорпораций а также дать преподавателю “право прямого звонка” на уроне руководителей ГК/министерства.

 
Реализация программы позволит внедрить в 20-25 ВУЗах  каждой отрасли современные, комплексные, взаимоувязанные  программы из 5 дисциплин, которые будут вести “сыгранные” команды молодых преподавателей, что позволит уже через 3 года осуществлять выпуск 500-1000 специалистов в год по новым программам.

Ведь всегда есть выбор - купить или сделать самому. Купив, мы получаем результат, не зная, как его достигли. А научившись делать сами... 


?

Log in